Как проходила реновация в Германии и Бельгии

Не так давно в Москве стали говорить про запуск нового проекта архитектурной реновации пятиэтажек первой эпохи (индустриальной). Столичными властями было принято решение о сносе 5000 домов, которые занимают площадь более 26 млн. кв. м., где живут  1, 65 млн. людей.

Как было отмечено мэром Москвы, полноценный и эффективный ремонт построек, которые были возведены более 55 лет назад, фактически невозможен. Большинство из них оставляют желать лучшего, однако даже те, которые смотрятся более или менее, придут в негодность в ближайшие 20 лет, поэтому требуют тщательной реновационной процедуры. Даже сейчас невооруженным глазом видны провисшие балконы, плохое отопление и погрешности в канализационной системе, отсутствуют подвалы, шов на фасаде тоже разошелся, отметили не только специалисты строительного дела, но и мэр города Москвы.

Для того чтобы начать проект, неплохо было бы вспомнить как реновационный процесс в архитектуре происходил в Европе, поэтому в качестве примера весьма интересным можно рассмотреть Германию и ее перестройку. Советский союз взялся за постройку новых панельных домов со времен середины двадцатого века, и такая же методика построения была популярна во всех странах Варшавского договора, включая ГДР. Лишь Восточная часть Берлина пополнилась 260 тыс. квартир для немцев. После того, как пала стена, многие бывшие страны СНГ приняли решение о необходимости активизации модернизационного процесса и архитектурной реновации. Рассмотреть базовые примеры стоит не только в качестве интересного эксперимента, но и в качестве наглядного пособия для нас, ведь пришло время изменения, и они не всегда коррелируют с разрушением, а с реновацией – вполне тесно.

Архитектурные примеры реновации в Германии

Практически все эти работы по реновации были удостоены многочисленных премий. Начнем, с наиболее привлекательного проекта – Галле (Халле).

2011 год стал знаменательным для архбюро Stefan Forster Architekten, поскольку именно данная постройка была удостоена премии с международной выставки в качестве лучшего примера городской модернизации на саксонских землях. Концептуальная особенность проекта базируется на идее «прогулки по канату» между двух миров – исторический центр и здание 60-х гг. 20 века.

Здание до реконструционных работ
Здание до реконструционных работ
Здание после реновации
Здание после реновации

Учитывая масштабные работы и мероприятия по модернизации, что проводились в Лейнфельде, саму постройку значительно уменьшили в габаритах, перекрасили, а также вместо прошлых 12 подъездов осталось вдвое меньше, отчего здание стало смотреться аккуратно и впечатляюще.

Как известно, в зданиях, что были возведены в 1950-60-хх.гг., все квартиры и постройки – типовые, то есть обладают одинаковой планировкой и традиционным уставом квартир. Теперь же дизайнерами и архитекторами были продуманы 18 разных проектов, при этом, здесь не только разная планировка, но наполняемость. К примеру, 4 апартамента мезонинные, а также на первом этаже имеются две квартиры, у которых в распоряжении собственный сад.

Частичный процесс удаления верхнего этажа позволил создать ступенчатый объем и большие крыши.

Вашего внимания также стоят и проекты по реконструкции Лайнефельде, что коснулись двух зданий в виде буквы L, это дало огромный толчок масштабному реновационному процессу советских помещений в небольшом городке Восточной Германии. Ключевым различием данного сооружения можно назвать каменную кладку, которой отданы несколько функций, среди которых:

  • позволяет базировать здание;
  • дает возможность сделать сады на первом этаже здания;
  • проводит своеобразную границу между улицей и постройкой, тем самым, ограничивая пространство и позволяя ему раскрыться в самом здании.

Отличным примером реконструкции также является трансформационный процесс огромного длинного панельного дома «Платтенбау», который имел протяженность более 175 м. Когда был удален верхний этаж, а также сегменты вдоль блоковой линии в количестве 7, то архитекторы смогли позволить любоваться новыми красотами такого здания, что дало возможность всем жителям оценить его по достоинству. Базируясь на старой постройке, был сформирован отдельный многоквартирный компонент в виде вилл.

Кроме того, будет интересно взглянуть на следующий проект, поскольку здесь из банальной и серой шестиэтажки был возведен четырехэтажный дом. Он гармонировал с духом того времени, а также был украшен каменной кладкой, которая полностью консолидировала здание, увеличение пространственной площади, а также было сокращено число квартир, а оставшиеся сделали комфортабельными, оригинальными и действительно удобными.

Дом с пятью этажами был уменьшен до трех, однако это не все изменения, сама постройка с самого начала была весьма протяженной, однако архитекторы приняли решение удалить центральный сегмент, что помогло полностью удалить сложность и напыщенность, и сформировало несколько зданий.

Кому досталась премия 2017 года в области архитектуры и возможна ли реновация без сноса?

Премия Мис ван дер Роэ впервые была вручена не за то, что было построено что-то новое, касающееся современности и красоты, а за интересную идею в реновации архитектуры советской эпохи 60-х гг. Работая с живым сокровищем и модернистским наследием, получили аналогичный результат здания Аравены, однако характерный для сегодняшних дней. В данном случае автор превзошел самого себя, поскольку люди смогли не только посмотреть, как он изменил здание, но и предоставил им возможность покупки жилья с небольшими финансовыми затратами.

Бейлмер. 1970-е годы.
Бейлмер. 1970-е годы.

Кроме того, хорошим примером интересной реновации в архитектуре можно назвать район Амстердама Бэлмер, который бы неизвестен до поры до времени, пока боинг не разбился, врезавшись в одни из домов. Этот эпизод явно не сделал район популярнее, а то и вовсе привел к упадку данной части города. Это продолжалось до 2011 года, пока архитекторы не настигли данное место.

Последнее здание стало легендарным, поскольку жителям района пришлось бороться за него: люди считали его архитектурной реликвией и хотели сохранить его в качества памятника градостроительства. Теперь это не только интересная постройка, но и значимый архитектурный памятник.

Проект Аравены — DeFlat превзошел себя и дал возможность людям получить жилье, а кроме этого и побыть самим немного строителями. Согласно утвержденному механизму проекта, люди получали полностью готовую половину дома, а возведением второй занимались сами. Здесь на лицо было убито сразу несколько аспектов удачной покупки, во-первых, создавалась индивидуальная строительная композиция, во-вторых, была сохранена доступная стоимость жилья. В Амстердаме архитектор занимался модернизацией здания снаружи, а внутри оставлял пространство без планировки.

Проект был интересен и оригинален тем, что как-такового процесса традиционной квартирографии нет, а жильцам пришлось самим выбирать, каким образом они хотят, чтобы выглядело их жилье. Конструктивный базис из каркаса дал возможность соединять ячейки не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении. Такая возможность выбора сформировала высокий спрос и бюджетную стоимость. Несмотря на то, что, тогда был финансовый кризис, люди раскупили практически все квартиры в данном здании.

Кем была придумана концепция и какую роль сыграли архитекторы?

Каким образом модернизировать внешнюю сторону здания, было решено конкурсным путем. Командой архбюро был возвращен исходный облик помещения и проделана большая работа по модернизации социальной зоны в соответствии с современными требованиями:

  • не были вынесены лифтовые шахты, которые были сформированы еще в 80-е годы. Новые лифты комфортно и просто базировались внутри здания, формируя единое целое с пожарными лестницами. Фасаду была возвращена классическая геометрия линий, при этом добавлены бесконечное число горизонтальных параллелей;
  • лифтовое ядро пополнилось еще и кладовой, которая раньше базировалась на всем первом этаже. На данный момент здесь находятся квартиры и площадки торгового и социального предназначения. Вместо глухой кладовой стены было позволено создать панорамное стеклянное пространство;
  • были соединены проходы, находящиеся внутри здания, что позволило сократить 12 существующих проходов и сформировать три широких коридора, которые по высоте соответствовали двум этажам. Они соединены с подъездом, что позволило избавиться от темных и страшных узких пространств, получив широкое просторное и оригинальное «поле».

Последний блок сдали всего год назад, тем самым поставив красивую точку в конце большого и крупного архитектурного проекта по реновации зданий, продемонстрировав возможность модернизации и создания чего-то совершенного нового, неповторимого, свежего и реального, без разрушения.

Трагические события падения боинга в 1992 заставили стартовать данный строительный проект, чтобы через 25 лет удивить нас не только поистине архитектурным шедевром, но и порадовать доступными ценами на жилье, интересной планировкой, а самое главное демонстрации и популяризации реновации в архитектурном деле.

Данная премия вручается раз в два года, этот проект сражался за свою победу с несколькими другими, достойными внимания. Общее число заявок, поданных в тот год для рассмотрения, составило около 400. Финал был весьма агрессивным, поскольку проект DeFlat боролся с оригинальной жилой постройкой Лондона — архитектурным памятником, который был создан на руинах Второй Мировой Войны.

Архитектурная реновация в Бельгии — теперь и тут удивляют мастеров

Кроме того, после вручения главной премии вышеописанному зданию, жюри решило наградить и многоуровневый дом в Бельгии, который поразил многих своей лаконичностью, красотой и функциональностью. На современном этапе развитие архитектурного ремесла, довольно давно приловчились делать социальное жилье интересным и оригинальным. Но этот случай – особенный, поскольку здесь специалисты предложили «многоуровнево пережить пространство», что из этого вышло? – следует рассказать об этом.

Буквальный смысл данного проекта – динамический переход пространства. Архитекторы проектировали дом для 6 многодетных семей, и под их рассмотрение попало старое здание панельных домов, которое потеряло свою популярность и в настоящее время применялось только в качестве торговых точек иди дешевого жилья для приезжих, ночлега на одну ночь. Каждая квартира впоследствии была разделена на две зоны: спальную и семейную. Однако такое разделение не коррелирует с понятием «пространственного переживания».

Многоуровневый тип пространственного переживания представляет собой чуть ли не философское понятие, поскольку человек может воспринимать сам архитектурный объект не только как физическую совокупность форм, линий и композиции определенных помещений, но и на ассоциативном уровне, согласно своим пережитым чувствам.

Более того, в психологии было введено понятие «настроение пространства» — это тот участок, который человек видит так, как ему хочется. К примеру, маяк в шторм может запросто испугать ребенка своими размерами, церковь светится изнутри для религиозного фанатика, а старый дом пугает женщину своими темными пространствами. Хотя с виду это обычных габаритов помещения и предметы, однако, теперь они формируют настроение из-за личных переживаний и ассоциаций человека.

Дом, который расположился на въезде в Брюссель, удивляет. Архитекторы полностью отказались от лифтовой системы, однако создали общую лестницу, которая трансформировалась в аттракцион чувств и способствовала разному эмоциональному фону в разный период времени у окружающих.

Если глядеть снизу вверх, то лестница пугает своим «бесконечно» идущим лабиринтом, затем поднявшись хотя бы на ступень, Вы сможете отвлечься на красивую панораму за витражом, а еще чуть выше Вы сможете отдохнуть на прелестной террасе с цветами и комфортными столиками со стульями.

Сами квартиры, которые тоже поддались тщательной перепланировке, теперь играют в чувственную игру с их жителями, к примеру, окна выходят на четыре стороны света, что позволит уловить солнце хозяину в любой его позиции.

Мы помним, что при входе в здание были широкие панорамные витражи, а в самой квартире – узкие, что фокусируют определенный поток внимания, к примеру, на автомагистраль, исторический центр или тихий двор с качелями, где дурачатся дети. И как и предполагала команда архитекторов с психологической игрой – каждый получает именно тот вид, который хочет в данную минуту его жизни.

Конечно, реновацию в архитектуре, как и в любом другом направлении можно понимать в качестве вдохновения чего-то нового в уже имеющееся. Такое направление позволяет не только за оперативное время, приложив небольшое количество усилий, создавать новые архитектурные шедевры, но и двигаться вперед, понимая, что время утекает, а вечное идет по круговороту, многие тенденции повторяются хоть и в другом ключе. Архитектура будущего, как отметил современный психолог Бергмен, это не только коробка для жилья, но и настроение, тон, стиль, мотивация жизни.

Обновление – необходимый этап каждого человека, здания, процесса. Глядя на такие интересные примеры, с продуманными до мелочей и оригинальной композицией, можно воплотить эти идеи и в нашей стране. От этого город станет интереснее, свежее, светлее, а люди — обновленными, целеустремленными и оригинальными. Ведь, как отмечал психолог, не только мы создаем пространство, но и оно нас, человек так устроен, что то, что его окружает, круто влияет на его жизнь, принятие решений и духовный статус. Главное не бояться смелых идей и оригинальных мыслей, а дерзать и тогда Россия получит не одну международную премия в области  реновации  в архитектуре, там более, что исходных вариантов у нас великое множество, вперед!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *